Продуктовый магазин стандартного формата представляет собой коммерческое помещение особого назначения для реализации пищевой продукции разного срока хранения. Помимо различных сроков хранения, продукты питания хранятся в разных условиях: молочные товары, кондитерская и замороженная продукция требует особых условий хранения. В продуктовых магазинах небольшой площади, которые не относятся к типу супермаркетов, есть ряд помещений: помимо кассовой и торговой зоны также выделяют складские помещения, бытовые и складские зоны. Логично, что нормальное функционирование продуктового магазина невозможно без правильно организованной системы вентиляции, которая призвана обеспечить необходимый воздухообмен, исходя из площади, проходимости помещения, а также наличествующих продуктов в ней. Широкий спектр продукции с ярко выраженным запахом и требования к условиям хранения обязывает владельцев небольших магазинов уделять обслуживанию вентиляции много времени. Для таких помещений нередко подходит естественная вентиляция в сочетании с искусственной — их работа позволит создавать оптимальный микроклимат в продуктовом магазине с большим ассортиментом продукции.

Проектирование вентиляции для продуктового магазина

На стадии проектирования важна масса особенностей: от архитектурных особенностей здания и расположения централизованных сетей (света и воды) до наличия систем пожаротушения и общей нагрузки электросети. Не менее важным для проектирования параметром является количество посетителей в среднем за день, или в час. Правильная проектировка и монтаж системы вентиляции и кондиционирования в продуктовом магазине позволит обеспечить правильное хранение продукции, оптимальную температуру и воздухообмен для посетителей, сотрудников. Естественно вентиляцией в складских и подсобных помещениях пренебрегать также не стоит, особенно в летнее время, но все же основную нагрузку должна принимать искусственная. 

Основными задачами для вентиляции продуктового магазина является:

  • обеспечение стабильного притока чистого воздуха и удаления загрязненного
  • очистка воздушных потоков от механических примесей;
  • нагрев или охлаждение чистого воздуха (рекуперация и кондиционирование);
  • равномерное распределение воздуха по разным торговым зонам.
Нормы проектирования вентиляционных систем в продуктовых магазинах строго прописаны в СНиП 2.04.05-91, и согласно этому документу, магазины продуктового назначения в ЮФО и других южных регионах России обязательно должны оборудоваться системой вентиляции и кондиционирования при минимальной площади в 1 000 кв.м. Резонно называть подобные магазины супермаркетами, и в них должны устанавливаться воздушные тепловые завесы для обеспечения установленной температуры и защиты от внешних факторов (пыли). При отсутствии в магазине токсичной продукции и горючих жидкостей, допускается наличии частичной рециркуляции в выделенных зонах. При частичной рециркуляции воздушных потоков объем чистого воздуха должен быть больше 20 мкв.м на 1 человека (сотрудника или покупателя). 

Подбор вентиляционного оборудования в зависимости от площади 

Выбор нужного оборудования с различным типом воздухообмена происходит на стадии проектирования системы вентиляции и кондиционирования воздуха. За основу проектировщик берет СНиП 2.04.05-91, где даны рекомендации по выбору системы кондиционирования и вентиляции, исходя от площади продуктового магазина:

  • в помещении площадью до 400 кв.м оптимальным решением будет установка приточно-вытяжной системы вентиляции с функцией подогрева воздуха
  • в помещение площадью около 400 кв.м подойдет приточно-вытяжная система с рекуператором, обеспечивающая подогрев воздуха и значительную экономию
  • в супермаркеты площадью свыше 400 кв.м рекомендуется установка нескольких приточно-вытяжных систем с чиллер-фанкойлом. 

Обслуживание вентиляции

Для обеспечения исправной и максимальной эффективной работы системы кондиционирования и вентиляции в продуктовом магазине необходимо регулярное техническое обслуживание. Эти работы чаще всего доверяются подрядчикам, которые проводят техобслуживание в рамках определенного периода — это позволит вовремя проводить проверку и не бояться штрафных санкций и нарушения эксплуатации систем. В заранее оговоренные сроки специалисты компании проводят плановый осмотр системы, диагностику неисправностей по необходимости и пусконаладку. Вентиляцию в продуктовом магазине небольшой площади рекомендуется проводить не реже 1 раза в год, в крупных супермаркетах — минимум 2 раза в год, если в супермаркете есть собственный кулинарный отдел — минимум 3 раза в год.